Обзор игры Hellblade Senua’s Sacrifice

Британская студия «Ninja Theory» известна многим игрокам по проектам Heavenly Sword, Enslaved: Odyssey to the West и DmC: Devil May Cry. Но все перечисленные игры имели покровительство серьезного издателя, поэтому располагали внушительным бюджетом и мощными маркетинговыми инструментами. Недавно вышедшая Hellblade: Senua’s Sacrifice полностью разрабатывалась и издавалась силами студии, так что можно назвать это полноценным дебютом. Игра позиционировалась, как инди, но при этом имеет все признаки «трипл А проекта». Так что давайте вместе разберем ее на составные части.

Я покажу тебе, что такое настоящее безумие

Основным лейтмотивом повествования выступает знакомство игрока с состоянием психоза. Главная героиня – кельтская девушка Сенуа страдает сразу от нескольких психических проблем. И нужно сказать, что исполнявшая ее роль актриса великолепно справилась со своей задачей. Во время приступов Сенуа неистово кричит, катается в истерике по полу и постоянно слышит разные голоса. Нужно сказать, что невидимые спутники сопровождают нас в течение всей игры, что помогает создать атмосферу полного безумия.

Для записи шепота использовался метод бинаурального захвата звука. Он дает возможность создать эффект полного погружения в игровой процесс. Геймеру кажется, что на самом деле все происходит у него самого в голове, поэтому заставка перед запуском игры предупреждает, что люди с психическими расстройствами могут тоже впасть в состояние, подобное истерии. Так что им лучше воздержаться от запуска, а вот всем остальным стоит обязательно играть в наушниках. Совершенно новый игровой опыт, о котором постоянно твердят все ведущие разработчики, гарантирован.

Завязка истории начинается с прибытия Сенуи в Хельхейм – царство мертвых из германо-скандинавской мифологии. Ее цель – вернуть к жизни возлюбленного, который был жестоко убит северянами. С собой у девушки из снаряжения только меч и…голова Диллиона. Именно его она хочет оживить, убедив богиню Хель отпустить душу парня в мир живых. В приключении воительницу сопровождают голоса, которые она слышит всю жизнь, и призрак Друта – такого же безумца, как и она сама. Из их диалогов можно понять, что именно Друт позволил ей смириться с психозом и научиться более — менее жить с таким недугом.

Нельзя просто взять и прийти в Хельхейм

Друт является не только наставником Сенуа, но и знатоком скандинавской мифологии. В свое время он был рабом северян, поэтому сумел хорошо изучить их культуру. Он будет направлять девушку в ее сложной миссии. Стоит отметить, что по всем локациям разбросаны Камни знаний с рунами, которые позволяют игрокам узнать интересные факты о германо-скандинавской версии сотворения мира, божествах, гигантах и других его обитателях.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР!

Всего в игре 44 Камня знаний, которые распределены по всем локациям. Если собрать их все, то перед финальной битвой призрак Друта расскажет историю свой жизни. Искать нужно внимательно, потому что зачастую невозможно вернуться из одной локации в другую, так что пропуск одного элемента заставит начинать игру сначала. На концовку количество найденных Камней никак не повлияет, поэтому собирать их не обязательно, но перфекционисты наверняка захотят получить достижение и полностью выполнить все возможные действия. Так что стоит заранее узнать расположение при помощи гайда.

После непродолжительного плавания по реке и карабканья по скалам Сенуа оказывается перед вратами в Хельхейм. Здесь у девушки случается первый приступ психоза, во время которого она видит богиню Хель. Владычица загробного мира не рада гостям, поэтому «награждает» героиню черной меткой – гнилью. Жуткая болезнь охватывает правую руку воительницы, после чего игроку показывают конечный результат действия недуга – страшную смерть. Игра тут же сообщает, что с каждой гибелью гниль будет распространяться по руке выше. Если слишком часто умирать, то она дойдет до головы, что будет означать окончательную смерть и полную потерю прогресса.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР!

На самом деле никто не заставит проходить все заново. Гниль доходит максимум до плеча, после чего просто останавливается. Опытным путем было проверено, что даже 50 смертей не приводят к откату прогресса на самое начало. Но у разработчиков получилось добиться необходимого эффекта, ведь действительно умереть становится страшно. Так что сопереживание главной героине увеличивается, а атмосфера становится еще более накаленной. В некоторые места вообще не хочется идти, поскольку там нас ждет только неизведанная тьма.

Чтобы открыть дверь, нужно завладеть знаками двух богов – Вальравна и Сурта. Первый является богом иллюзии, поэтому путешествие в его владения принесет немало сюрпризов. Переходы между локациями имеют врата, запечатанные рунами. Для открытия дверей необходимо найти указанные символы в окружающем мире. Поначалу такие загадки выглядят весьма интересно, но, к сожалению, разработчики используют их до самого финала, поэтому во второй половине игры от них устаешь. Реакция сменяется с «Ух ты, нужно найти такой символ» на «Серьезно?!?! Опять?!?!? Я же уже делал такое несколько десятков раз». Да еще и некоторые руны представляют собой знаки, которые можно увидеть во многих вещах, но все равно есть только один верный вариант.

Дорогу осилит идущий

Дойти до Вальравна можно лишь преодолев все его иллюзии. На локациях будут стоять врата, проход через которые незначительно изменяет окружающий мир. Например, в стене проявится пробоина или сломанная лестница окажется целой. Некоторые головоломки решаются в несколько этапов, так что нужно будет запоминать состояние мира, чтобы понимать, как действовать. Но в целом за всю игру не встретится ни одной сложной задачи. Иногда сама игра преподносит сюрпризы, когда неожиданно отказывается принимать верное решение. Придется несколько раз проделать последовательность действий, чтобы сработал скрипт, и можно было продвинуться дальше по сюжету.

Во владениях огненного гиганта Сурта нужно будет проходить испытание огнем, чтобы открывать очередные врата. Сначала Сенуа должна активировать жертвенный алтарь, а потом успеть добежать до дверей, не попав при этом в открытое пламя и не задохнувшись в дыму. Самый короткий путь здесь далеко не всегда является правильным, так что можно несколько раз умереть. Несомненным плюсом игры является полное отсутствие подсказок, кроме голосов в голове девушки. Геймера не ведут за ручку к финалу, а позволяют самому найти верный путь и получить положительные эмоции.

Бои в Hellblade интересные только первые несколько раз, а затем вызывают недоумение и раздражение. Список приемов минимален: быстрая атака, силовая атака, удар ногой и…все. Из защитных возможностей есть блок и уклонение. Причем, если нажать клавишу блока непосредственно перед ударом врага, то можно сбить его с ритма и провести контратаку, которая наносит намного больший урон. В игре нет прокачки, а список приемов не меняется до конца прохождения. Тактика абсолютно одинакова и с простыми мобами, и с боссами: ждем удобного случая для контратаки. Заблокировать можно абсолютно любой удар, так что умереть в бою практически нереально даже на высшей сложности.

Пропускать удары не стоит, потому что на максимальном уровне сложности боев Сенуа падает на землю после 2-3 атак врага. Но всегда есть несколько секунд, чтобы подняться и избежать добивания. Раненая девушка атакует медленнее, а блоки ставит из последних сил, но такой эффект проходит очень быстро. Отдельно стоит сказать о сосредоточении в бою, которое позволяет замедлить на время всех врагов, а также не позволяет им ставить блок. Включить его можно, если провести несколько удачных атак подряд или успешно блокировать удары. Голоса сильно помогают в бою, подсказывая, когда враг собирается атаковать сзади. С учетом очень неудобной камеры с видом «из за плеча» это весьма полезно. Как только слышим предупреждение – жмем блок.

Самый трудный бой – победить себя

После победы над обоими богами получаем возможность сразиться с Хель. Но бой длится всего несколько секунд, после чего она ломает меч Сенуи, а саму ее сбрасывает с моста к подножью горы. Теперь придется найти новое оружие, ведь идти на богиню смерти с голыми руками безрассудно. Для получения оружия нужно пройти несколько воинских испытаний, чтобы собрать 4 осколка легендарного меча – Грама. Параллельно девушка будет избавляться от своих страхов, которые терзали ее с самого детства.

Завладев оружием, можно продолжать путь к цели. Последним препятствием на пути к Хель станет огромный четырехглазый пес Гарм – страж врат, открывающих доступ к миру мертвых. Одолеть его в бою совсем не сложно, если пользоваться контратакой. Дальше игроков ждет еще несколько головоломок и финальное сражение, ради которого пришлось преодолеть столько препятствий.

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕР!

Но сойтись в честной схватке с Хель нам не доведется. Она просто будет наблюдать, как мы сражаемся с волнами монстров, которые бесконечно плодятся после убийства своих сородичей. Чтобы закончить игру, нужно…умереть. Финал вполне ожидаемо повествует, что всё приключение было результатом психического расстройства девушки, многократно обострившегося из-за смерти близкого человека. Путешествие в мир мертвых происходило только в её подсознании, за исключением того, что она действительно носила голову Диллиона с собой, в бреду ходила по разрушенным поселениям, забиралась на скалы, спускалась и падала, получая ссадины, действительно брела на мост, побывала у дерева, где они впервые встретились с возлюбленным. Монстров, запечатанные рунами врата и сам Хельхейм дорисовало её больное сознание и искаженные психозом воспоминания. В реальности местом действия является кельтское поселение, в котором после набега викингов выжила только Сенуа. По этим руинам она и скитается в своем безумном выдуманном мире, а в финале осознает, что не сможет воскресить Диллиона и признает свое поражение, возвращаясь в реальность. Полностью излечиться у нее уже не получится, но есть надежда, что она сумеет жить дальше.

Оценка игры

Hellblade рассказывает удивительную историю о человеке, который стал рабом своих страхов и психических расстройств. Если проникнуться страданиями Сенуи и искренне посочувствовать ей, то игра понравится и пролетит на одном дыхании. Если же подобные истории не трогают, то 8-10 часов прохождения покажутся настоящим испытанием. Загадки быстро надоедают своим однообразием, бои слишком просты и неинтересны. Положительных отзывов заслуживает окружающий мир, великолепная графика и отличное звуковое сопровождение. Но при этом локации настолько линейны, что порой невозможно даже сделать шаг в сторону, поскольку Сенуа не сможет перейти через лежащий камушек, который возвышается над уровнем дороги на несколько сантиметров.

Двоякое впечатление оставляют битвы с боссами. С одной стороны их модели очень детально проработаны и надолго запоминаются игроку, но с другой сама механика схватки ничем не отличается от столкновения с рядовыми монстрами. Да и финал довольно предсказуем. Остается надеяться, что разработчики не станут продолжать историю Сенуи, поскольку она получилась вполне завершенной и не требующей новых глав. «Ninja Theory» доказали, что инди может соперничать с проектами ААА класса в визуальном и техническом плане. Осталось в следующих проектах больше внимания уделить геймплею, чтобы все могли поверить, что для создания «годной» игры не обязательно тратить сотни миллионов долларов и приглашать профессиональных актеров на ведущие роли.