Обзор игры Dishonored 2

Dishonored 2: Тьма над Южной Пальмирой

Игра о живописи, роли личности в обществе, архитектуре и феминизме. А еще — невероятно стильный симулятор выбора, кому жить, а кому умереть.

Первая часть Dishonored в свое время запомнилась неожиданно удачным сочетанием множества заимствований. Судите сами: игра о технократической ретрофутуристичной антиутопии, игра об убийце в капюшоне, которого наставляет подозрительный мужчина вне пространства и времени, игра о загадочной чуме, вызванной хтоническими демонами. Нет ничего нового под солнцем, действительно, но описание Dishonored, кажется, сплошными ссылками на другие игры. Deus Ex, Bioshock, Thief, Assassin’s Creed, Half-Life, Pathologic — здесь есть понемногу из них всех. От кого взяли логику повествования, от кого — атмосферу, от кого — игровые элементы.

Наверное, главная эмоция всей игровой серии — это щемящее балансирование на грани deja-vu: «я где-то видел эти механические барьеры, я где-то видел эти дома, я когда-то уже говорил с этим странным изобретателем». Но заимствования отшлифованы ровно настолько, чтобы не вызвать впечатление слишком назойливой кражи. И при всей беспардонной цитатности, Dishonored показалась безумно стильной.

Императрица Эмили, повзрослевшая на 15 лет со времени предыдущей части, снова теряет власть из-за политических интриг. В ее роли или же в роли Корво, антигероя первой части, отца Эмили и императорского советника, игрок имеет возможность вернуть монаршей персоне трон. Для этого героиня  или герой отправляется к южному города Карнака, своеобразной здешней Южной Пальмире, откуда родом большинство персонажей игры.

Карать и миловать

Мы снова получаем две принципиально разные игры под одной обложкой. На первый взгляд, вы всегда можете получить саблю и пистолет, и выполнить роль мстителя в гневе. Игра поощряет вас широким арсеналом орудий убийства, в том числе и сверхъестественных. Кроме того, загадочный Аутсайдер, который появляется в снах, дарит игроку механическое сердце — оно знает грехи всех людей и порой очень убедительно объясняет, почему люди достойны смерти.

Однако путь убийства — наклонная скользкая доска. Прежде всего, он рискован. Бои здесь реалистично быстрые, люди умирают после одного удачного удара, но это касается, в том числе и нашего игрового альтер эго. Кроме того, чем больше убиваете, тем труднее будет дальше, тем больше врагов станет на вашем пути, и тем более хаотично и мрачнее будет финал.

Есть альтернатива: оставаться в тени, вместо пистолетных пуль использовать дротики с транквилизатором и не казнить организаторов переворота, а находить для них альтернативные наказания. Иногда эти альтернативы кажутся хуже смерти. Например, зачем убивать ведьму, если можно ее лишить магических способностей и превратить ее жизнь в настоящий ад будничного обычного человека? По сравнению с этим, смерть — почти подарок.

Собственно, вся игра вращается вокруг выбора между кровавой местью и опрятным подходом. В зависимости от того, кто выживет в конце игры, вы увидите один из нескольких вариантов финала. Но и в самом процессе игра акцентирует внимание на последствиях ваших действий: вы услышите мнение немногочисленных союзников, подслушаете новости в разговоре прохожих или прочитаете их в газете.

Особенно наглядны последствия в эпизоде ​​с небольшим путешествием во времени. В проклятом поместье вам придется часто переключаться между настоящим и прошлым, и изменения в прошлом влияют на настоящее. Ваши действия (или бездействие) на определенном этапе могут вернуть вас в совершенно иное имение, где все будет заметно лучше, но никто не будет понимать, насколько ужасной могла на самом деле быть их реальность. Поэтому не надейтесь, никто вам не скажет спасибо.

Собственно, главная проблема, с которой сиквелу не удалось справиться — безальтернативный акцент на дихотомии порядка и хаоса. И хотя между этими крайностями есть промежуточные оттенки, мне постоянно хотелось найти некий «третий путь», который не был бы совершенно миротворческим, но и не превращал бы целую империю в Сомали.

Перепрограммирована механика и «Эффект домино»

С точки зрения игролада, Dishonored 2 тяжелее первой части. Маршруты патрулей и ловушки лучше продуманы. Новенькие бронированные механические солдаты, имеющие глаза на затылке, дополняют системы безопасности. Очень сложно ни разу не быть замеченным, если вы захотите обшарить все углы.

По атмосфере сиквел заметно оптимистичнее оригинала. Во-первых, мы больше не находимся в атмосфере апокалиптической чумы, которая скоро уничтожит целую цивилизацию. На передний план выходят скорее социальные проблемы. Во-вторых, повелитель потустороннего мира, Аутсайдер, из демонического соблазнителя превращается в дружественного советника, мотивированного помочь игроку (всегда есть нюанс, но избежим спойлеров). В-третьих, Карнака выглядит значительно менее мрачной и окутанной смогом и туманами столицей.

Режим Одессы

Говоря о Карнаке … Dishonored — это путешествие не просто районами города, а целыми социальными реальностями: вот невероятно шикарный дворец Герцога, а рядом — заброшенные дома местных шахтеров. А вот якобы успешный район, в котором завелись кровавые мухи, и целый дом пришлось покинуть в спешке.

Игра поощряет исследования. Вам понадобится обшарить отдаленные уголки, чтобы собрать все магические амулеты, все драгоценности и все документы. Последние особенно интересны, поскольку из них вы получаете информацию об игровом мире. В частности, оказывается, что Эмили была не такой уж и хорошей императрицей, и ее берут сомнения, не справятся ли враги с управлением государством лучше ее. Игра напоминает, что все увиденные на экране проблемы, по крайней мере, частично — вина протагониста.

Районы города и ключевые действующие лица, которые в них проживают, тесно переплетены между собой. Это еще один большой акцент игры. Создатель упомянутых механических солдат, Джиндош, построил дом, в котором комнаты можно менять одним движением рычага. Эстетика белого дворца Герцога на удаленном от города острове воплощает в себе стремление к роскоши и элитарности, стремление подпитывается снобливыми сибаритами — гостями постоянных празднований в имении Герцога. В то же время заброшенный институт Аддермаир — это символ упадка науки и остановки прогресса, постигших империю.

Переплетения мест и личностей подкрепляются группами интересов, окружающих их. Банда Howlers является олицетворением жаждущих богатства задворок города. Секта ведьм, кажется, объединяет не столько женщин, заинтересованных в сверхъестественной силе, сколько тех, кто хотел бы стать независимым от общественных норм. Опять-таки, персоналии определяют судьбу и стиль жизни этих группировок, или, вероятно, среда породила собственных лидеров?

Архитектура — это вообще одна из самых сильных сторон игровой серии. Каждая локация поражает своей продуманностью и реалистичностью. Районы Карнаки достаточно правдоподобны, чтобы почувствовать, что вы в городе, а не просто на очередном уровне. И если вы запрыгнули на фонарь, то это не потому, что он просто ступенька, игровой элемент, а потому, что на этом месте действительно логично было бы стоять фонарю — то почему бы этим не воспользоваться?

Карнака — собирательный образ южного города во вселенной Dishonored. Неудивительно, что она напоминает мне Одессу. Уже упомянутый дворец Герцога очень похож по архитектуре на несколько пафосных ресторанов нашей «жемчужины у моря». Даже местный авторитет Паоло внешне похож на Давида Гоцмана из сериала «Ликвидация».

Картины играют важнейшую роль. Несколько ключевых персонажей — художники, в той или иной степени. Каждый из них рисует в своем стиле, и этот стиль перекликается с тем, как герои меняют мир вокруг себя. Все люди в игре слегка карикатурные, подобные стилю рисунков Антона Соколова, одного из выдающихся изобретателей во вселенной Dishonored — фактически, одного из создателей цивилизации в том виде, как мы видим ее. Главный антагонист — ведьма Делайла — рисует в стиле ближайшем к экспрессионизму, и это выражает ее восстание против привычного строя. В игре можно найти и детские рисунки самой Эмили.

В игре есть тоже не сразу очевидные, но мощные феминистские мотивы: почти все персонажи, которые здесь что-то решают — женщины. Покойная, действующая и самопровозглашенная императрицы — женщины, как и главный врач Карнаки и заведующая Консерватории. Даже героини второго плана — в основном отважные и очень самостоятельные, отличные от привычной для видеоигр массовки. Капитанша корабля Меган вызывает уважение своей несокрушимостью, а профсоюзный лидер Пастор — своей искренностью в борьбе за права шахтеров. Мужчинам также отводятся влиятельные роли, но почти всегда их влияние является локальным.

В целом, Dishonored 2 — пример удачного сиквела, который расширяет и слегка видоизменяет мир оригинала. Игра дарит ощущение путешествия к месту, и когда это путешествие подходит к концу, остается желание увидеть остальной игровой мир: заснеженные холмы Тыве далеко на севере и загадочный тропический континент Пандиссия, о котором столько написано в многочисленных книгах и письмах, разбросанных по игре.

Однако, также хотелось бы, чтобы разработчики выходили дальше за рамки бинарности порядок-хаос и предлагали бы различные версии развития событий, ведь мораль «Не убий» игрок уже наверняка хорошо усвоил.

А пока продолжение серии не огласили, у всех желающих есть возможность насладиться солнечными пейзажами и окутанными тьмой задворками Карнаки, Южной Пальмиры мира свергнутых императриц.

Минимальные системные требования:

-ОС: 64-разрядная версия Windows 7, Windows 8 или Windows 10;

-процессор: Intel Core i5-2400 или AMD FX-8320;

-ОЗУ : 8 Гбайт;

-свободное пространство на жёстком диске : 60 Гбайт;

-видеокарта : NVIDIA GeForce GTX 660 с 2 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon HD 7970 с 3 Гбайт видеопамяти;

-примечание: поскольку в упаковке один диск, для запуска игры требуется загрузка дополнительных файлов из Steam. Необходима активация через Steam.

Рекомендованные системные требования:

-ОС: 64-разрядная версия Windows 7, Windows 8 или Windows 10;

-процессор: Intel Core i7-4770/AMD FX-8350 или более производительный;

-ОЗУ: 16 Гбайт;

-свободное пространство на жёстком диске: 60 Гбайт;

-видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт видеопамяти/AMD Radeon RX 480 с 8 Гбайт видеопамяти или лучше;

-примечание: поскольку в упаковке один диск, для запуска игры требуется загрузка дополнительных файлов из Steam. Необходима активация через Steam.