Обзор игры Beholder: насквозь коррумпированный стукач

Beholder — это игра, которая ставит своей целью показать некоторые из худших пороков советского и постсоветского общества. И ей это хорошо удается. Ведь здесь вы имеете возможность сыграть очень непростую моральную роль.

Не так много игр предлагают сыграть нам за плохого персонажа. Очень часто, когда речь идет про «темную сторону», за которую можно сыграть, она какая-то неполноценно темная. Или она только формально «темная», и на выходе наше «зло» все равно оказывается наименьшим, самым приятным и самым конструктивным злом (как в большинстве игр серии GTA).

Здесь можно вспомнить карикатурных орков и гоблинов Средиземья — даже когда играешь за них, то крайне трудно воспринимать все всерьез. Но сегодня мы поговорим об игре, которая буквально заставляет игрока совершать аморальные и незаконные поступки, и видеть в этом смысл.

Beholder, то есть Созерцатель — это симулятор стукача в тоталитарной стране, очень похожей на Советский Союз. Главный герой, Карл Штейн, получает должность «управдома» в доме, куда его с семьей перевозит правительство. Однако от Штейна ожидают не столько ремонт замков и труб, сколько слежения за жителями дома и рыскания в их квартирах в поисках компромата.

Соседи в этой игре выражено милые… Просто жизнь в тоталитарном государстве всех их изуродовала.

Ежедневно министерства придумывают новые запреты — за их указами нужно внимательно следить. Время запрета вполне логично (например, запрет наркотиков), но со временем они становятся все более абсурдными. Правительство может запретить, например, яблоки (вероятно, тонкий намек на запрет импорта польских яблок Россией в реальной жизни). Если вы найдете в комнате одного из жителей яблоко — вы можете вызвать полицию, которая силой загребет его в тюрьму… Или вы можете шантажировать жителя раскрытием его «преступления» и получить от него выкуп.

Действительно непростой моральный выбор, поскольку большинство жильцов дома — интеллигентные и приятные люди. Их так не хочется обижать. Каждая и каждый из них имеют свою историю и свой характер. Они будут выдавать вам квесты, помогать вашей семье. В определенные моменты это все будет похоже на старую дружную коммуналку. Обратите внимание, что их силуэты напоминают персонажей какого-то советского мультфильма. Только силуэты эти черные, лишенные всех цветов.

Удивительно, как быстро и при этом плавно игра знакомит с реалиями, в которых приходится работать нашему герою. Вашей первой, можно сказать, «тренировочной» жертвой станет хамоватый производитель наркотиков. В его комнате действительно содержатся подозрительные предметы, а жители дома будут говорить, что он им угрожал. Сдать его полиции — это услуга для общества, не так ли? Ну, правда? В приложении «Блажен сон» вы узнаете, кем на самом деле был этот наркодилер до событий игры.

И когда вы избавитесь от наркодилера, кажется, жизнь действительно налаживается. Вы можете поселить в дом нового интересного персонажа, познакомиться поближе с остальными жителями, уделить время собственной семье.

Но вскоре у ваших родных начинаются проблемы, которые требуют больших затрат. Становится очевидным, что в этой игре невозможно выиграть, если быть полностью честным. Вам придется шантажировать или сдавать людей в полицию, а порой самостоятельно подбрасывать улики, а потом шантажировать, а потом еще и сдавать. Это настолько депрессивно, что моральные дилеммы This War Of Mine выдаются практически прогулкой в парке.

Поражает реализм этой схемы. Например, вам нужно заплатить взятку, чтобы вашего сына не выгнали из университета. По сути, для этого приходится выбивать деньги с ни в чем не повинных людей.

А теперь подсказка. Чтобы справляться с задачами, не стоит спешить рапортовать про выполненные задачи, даже если они имеют таймер — ждите до последних часов, потому что за этими задачами будут новые, еще более срочные. Интересно, что эта подсказка, если ее прочитать вне контекста этой рецензии, может считаться главным принципом работы большинства государственных служащих.

Кроме того, почти сразу вы сможете продавать на черный рынок государственное имущество. Не буду уточнять, какое именно, чтобы избежать спойлеров.

Может показаться, что эта игра оправдывает коррупцию в тоталитарных условиях. Но это не совсем так. Она скорее объясняет это явление, показывает, что не всегда и не у всех есть реальный выбор. Карл Штейн стремится выжить и спасти свою семью — это естественно. Он также может попытаться тайком помочь революционерам (если игрок так захочет), но бросаться грудью против полиции и министерства — путь, который лучше не делать.

В игровых терминах эта игра требует таланта управления временем. Время здесь бежит очень быстро. Чтобы успевать справляться со всеми миниквестами, следить за жителями и заполнять досье на них, придется изрядно побегать. И именно это я назвал бы одновременно и фишкой, и наибольшим недостатком Beholder.

Другая интересная деталь игры — бюрократия. Заплатит ли вам министерство за досье на жителей? Все зависит от того, как вы заполните соответствующую форму.

Трудно сказать, чем больше вдохновлялись авторы Beholder: книгами Франца Кафки и Джорджа Оруэлла или реалиями советской и постсоветской жизни. Это сложная игра во всех отношениях, но это шикарная иллюстрацией проявлений зла, с которым сталкивается много стран и народов. Это игра, которая заставит задаваться снова и снова многочисленными моральными дилеммами уже после того, как игрок выключит компьютер.